Воронеж культурный

Воронеж культурный

4 Декабря 2017

29 ноября, 2 и 3 декабря в кинотеатре «Иллюзион» состоялись специальные показы полнометражного документального фильма Евгения Григорьева «Про рок». 
Картина начинается с видеоприглашения режиссёра. Он представляется просто как «Женя Григорьев». И уже в этом есть что-то очаровательное, по-мальчишески простое, что одной нотой намекает и на весь лад фильма – доверительный. Итак, режиссёр приглашает «уважаемых молодых музыкантов» на кинопробы будущего фильма. Задумка в следующем. Авторы фильма планируют снять кино о жизни начинающих музыкальных рок-групп, которые будут отобраны путём кастинга. В качестве «экспертов» – звёзды уральского рока: Владимир Шахрин, Сергей Бобунец, Александр Пантыкин и сам режиссёр Женя Григорьев. После отбора – наблюдать за судьбами этих ребят в течение года. Зачем? «Чтобы о нашем времени судили по этому фильму, а не по выпуску политических новостей», – сразу отвечает нам один из судий. Правда, съёмки фильма из-за приостановки финансирования растянулись на целых пять лет.


Блок с кастингом вышел потрясающе комичным. Девочки-школьницы, парень с дредами и скрим-вокалом, мужчина с каким-то непонятным шаманским гонгом… Все претенденты разные: уверенные в себе, скромные, шумные, странные. Выбрать нужно тех, за кем было бы интересно наблюдать. Шахрин тонко и точно даёт определение абсолютному большинству: в них «ноль сексуальности, а на этом и замешан весь рок-н-ролл». Нет палящего драйва, «ощущения опасности, что музыканты придут и сожгут твой дом, а именно это и должно быть в рок-музыке».


В итоге после кастинга выбор останавливается на трёх группах: «Город Чекистов» (Слава Солдатов), «Сам себе Джо» («Никита Бобров») и «Cosmic Latte» (Илья Кузьминых).

  Итак, режиссёр Женя Григорьев покупает в кредит портативные видеокамеры, и ребята снимают свою простую жизнь. На протяжении пяти лет.
Они женятся, разводятся; путаются в любовных отношениях и смыслах. Путаются и не знают, что им делать, какие нити рвать, а какие – натягивать сильнее. Отмечают Новый год – как полагается, с мишурой, мандаринами и поздравлением Президента. Ходят на работу, ездят в поездах, теснятся в простых квартирах, курят. И это всё – настолько как у всех, настолько взаправду и настолько родное, что веришь безоговорочно. Кадр переполняется, и этот наш российский быт буквально льётся через края экрана. Обычная одежда, ворчливая проводница, серые пятиэтажки, простые толстые сигареты, скуренные около подъезда на морозе, продуктовые павильоны. 
И на какой-то фатальной антитезе – эти герои, которых вы можете встретить в маршрутке утром по пути на работу, играют рок-музыку. Она нотным узором вплетается в обычную среднестатистическую жизнь, в работу, в семью. И каждый герой пытается по-своему выстроить свои взаимоотношения с ней. Выступления в маленьких клубах, провалы на фестивалях, распады группы, мучительные творческие кризисы… Да а кто знает – умер этот рок или ещё умирает, или вообще вечно будет жить?

  Хотя, что там. Рок в этом кино – как подложка, иллюстрация. Если каждый, даже и близко не стоявший с бас-гитарой, узнает в этом фильме себя, значит фильм – ну точно не только про рок. Картина про людей, вот про них и про вас. О потерянном поколении тридцатилетних. Про таких редко говорят с подобным размахом – аж целый фильм посвятили. Они задавлены неотвратимой и до ужаса пугающей ответственностью перед другими. И перед самими собой. Герои не вживаются в свой законный возраст. Двадцатисемилетний Илья Кузьминых даже говорит: «Я же шпанёнок ещё. Я не взрослый человек». Они не могут выбрать баланс, потеряны между вязкой пассивностью и амбициями, которые вечно колют под рёбра и не дают покоя. Это болезненный поиск, мучительная попытка самоидентификации. Какая-то всепоглощающая депрессия и бессилие, усталость и растерянность – ничего не получается. Герои, может, себя в чём-то и оправдывают, так, чисто по-человечески. Но их откровенность – подкупающая, с надрывом и пульсом – на максимум.

И не только откровенность героев. В фильме мы наблюдаем за жизнью трёх групп…и одного режиссёра. Григорьев не щадит ни своих героев, ни самого себя. Он – ещё один участник картины. Он тоже просто живёт, пытается снять вот этот самый фильм. Очаровательно улыбается, терпит поражения (зрители холодно приняли его предыдущий фильм), напивается, боится и надеется.  Из-за этого «Про рок» ещё ближе. Нет грани ни с героями фильма, ни с его создателем. У Жени вышел образ старшего брата: и строго наставляет, и со снисходительной улыбкой смотрит на своих младших. Они ему: «Женя, у нас всё хорошо, мы пьём алкогольные напитки». Он им: «Слава, нет ни одного кадра, где вы без бутылки!» Так и живут, так и снимают.

В конце фильма авторы снимают вместе с героями три клипа для каждой группы соответственно. Настоящие клипы, совсем как у «взрослых», больших рок-групп! Красиво. Не так, как в душащей повседневности.

И всё. И снова жизнь, простая, с обычной одеждой, серыми пятиэтажками, с тем же болезненным поиском…


«Про рок» однозначно удался. Вышло так по-свойски, открыто, на все возможные децибелы. «Энергетика – она валит». Здесь искристый искренний смех будет сочетаться с грустными вопросами, которые иногда страшно себе задавать. Страшно – а всё-таки надо. Надо задавать сложные вопросы и смотреть хорошее кино. В нём есть душа и неравнодушие – в них обычно всегда и бывают ответы. 


Анастасия Белых
Фото: https://www.kinopoisk.ru/


Рассказать о статье

Популярные новости