Художественный музей им. И.Н. Крамского
1933 год – дата основания музея, а 1934 – уже открытие. Один из крупнейших музеев в России. В запасах хранится более 22 тысяч уникальных экземпляров. Некоторые экспонаты мы не увидим ни в столице, ни за рубежом. Так почему же важно посетить музей им. И.Н. Крамского и чем он интересен?
Здание, в котором располагается музей – памятник архитектуры федерального значения XVIII века, бывший Воронежский дворец. Был построен в 1777-1779 гг. в стиле барокко по проекту губернского архитектора Н.Н. Иевского для воронежского губернатора генерал-поручика И.А. Потапова. Музеем он стал намного позже (15 января 1933 года). Коллекция в памятнике архитектуры формировалась очень долго.
В настоящее время музейный фонд насчитывает свыше 22 тысяч единиц хранения по разделам древнеегипетского и античного искусств, живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства.
Сохраняя старые ценности, музей ведет научно-исследовательскую, культурно-просветительскую, собирательскую деятельность. Участвует в выставках крупнейших музеев страны.
Коллекцию можно разделить на 3 части:
1 этаж – Искусство Древнего мира (Древний Египет, Античная Греция, Рим);
2 этаж – Русское искусство;
3 этаж – Западноевропейское искусство.
В 1924 году музей был назван в честь выдающегося русского живописца И.Н. Крамского.
Магическая сила Древнего мира
– Осторожно ступеньки, - сказал экскурсовод, когда мы переносились в историю Древнего мира, – Мы начинаем с первого зала.
Зал достаточно небольшой, но зато коллекции ценные: старейшие в России и 3 по собранию в Москве. А некоторые экспонаты не имеют аналогов не только в воронежских собраниях, но и в собраниях мировых.
Древний Египет
Первое, что мы видим это саркофаг царского писца Несипахерентахата (10 век до н э.). Можно представить, как он выглядит. Для этого нужно посмотреть на погребальную маску, которая отображает индивидуальные черты лица.
Накладка на мумию жрицы
! Из истории:
Каждый саркофаг имеет конструкцию, напоминающую матрешку. Сначала идет внешний саркофаг. В него вкладывают внутренний. Далее идет накладка
Погребальная маска отображает лицо. По центру накладки отображаются священные жуки – скарабеи. А также, как жрица предстает перед Богами.
Стелы
В музеи представлены Стелы. Необычные. В чем же их особенность?
Экскурсовод пояснил, что на одной из Стел изображается три пальмы. Пальмы – это уже пейзаж. В этом и нестандартность этого экспоната.
В Древнеегипетском искусстве пейзаж развит плохо, потому что другие задачи ставили перед собой люди, создавая искусство. Также Стела была раньше цветная. Можно увидеть остатки бирюзового пигмента
Амулеты
Египтяне верили, что амулеты наделены магической силой. Это мог быть скарабей, различные изображения Богов, священные животные.
Статуэтки
Считалось, что в загробном мире они оживают и принимают полный человеческий рост. Выполняют всю домашнюю работу.
Пирамидион пирамиды
Верхняя часть пирамиды. В более поздние времена пирамидион становится самостоятельным элементом и находится в каком-нибудь особом месте: храме и т д. Его покрывали чистым золотом. Этот пирамидион тоже не исключение.
Древняя Греция и Рим
В каждом экспонате можно прочувствовать эстетику древнего греческого искусства.
Можно увидеть статую Агриппины, Германика, Антиноя (оригинал, 2 век нашей эры), Афродиты.
Греки очень любили вино. Считали его даром Богов. Поэтому одним из экспонатов являются сосуды из керамики.
Интересный факт:
Некоторые экспонаты мы не только не увидим ни в столице, ни за рубежом. Но почему же?
Отто Фридрих Фон Рихтер совершил ряд экспедиций в начале 19 века. В ней он нашел всю нашу коллекцию. В 1819 году его отец Отто Магнуса фон Рихтера передает наследие сына в Тартуский университет (Эстония).
Во время первой мировой войны преподаватели и студенты был эвакуированы из университета, а вместе с ними и музей. На базе это был открыт ВГУ. Если бы не первая мировая война, то в музеи им. И. Н. Крамского не было такой огромной части коллекции.
Русская живопись
Музей обладает уникальными полотнами знаменитых воронежских живописцев – Ивана Крамского, Александра Бучкурина, Елены Киселевой, произведениями современных воронежских художников. Мы можем ознакомиться на подлинниках с характерными чертами культуры различных народов в различные эпохи.
16 век – «Архангел Гавриил» – Икона для осознания культурного наследия. Русские иконописцы на основе Византийского культурного наследия очень быстро создали искусство.
Рядом с иконой можно увидеть парсуну. Так в 16-17 столетиях назывался светский портрет. На парсуне можно увидеть Алексея Михайловича Романова, а также его жену.
Если повернуться на 180 градусов, то можно обнаружить портреты: Ивана Петровича Аргунова, его сына, незаменимого Федора Степановича Рокотова.
Портрет – один из главных жанров 18 века. На тот период Россия уже тогда стала новой страной: европейской. Петр Великий недаром был последним царем и первым в российской империи императором.
Музей богат портретами, пейзажами, натюрмортами и т д. Чтоб рассказать обо всем, не хватит и времени. Поэтому более подробно познакомиться с искусством великих художников можно на сайте: http://mkram.ru/ru/category/collections/russkaya-zhivopis-ru/
Но отдельно, конечно, хотелось бы выделить Елену Андреевну Киселеву. (Информация взята с сайта: https://art.mirtesen.ru/blog/43257497783/Vek-serebryanyiy,-vek-iz-sveta…-Hudozhnitsa-Elena-Kiselyova... - прим. авт.)
Имя Елены Андреевны Киселёвой, незаслуженно забытое, стоит в одном ряду с такими мастерами, как Зинаида Серебрякова, Анна Остроумова-Лебедева, Ольга Делла-Вос-Кардовская. Между тем, судьба художницы достойна экранизации, а ее картины — восхищения публики.
Биография
Елена Андреевна Киселёва родилась в Воронеже, дочь математика Андрея Петровича Киселёва. Училась в Воронежской рисовальной школе у Л. Г. Соловьёва, затем окончила с золотой медалью местную Мариинскую гимназию. В 1896 году поступила на математический факультет Бестужевских курсов в Петербурге, но в 1898 году оставила курсы и поступила в Императорскую Академию художеств.
С 1900 года Киселёва занималась в мастерской И. Е. Репина, в 1903 году была привлечена им к работе над диорамой «Ассамблея при Петре I». В 1907 году Киселёва получила звание художника и заграничное пенсионерство за картину «Невесты. Троицын день». Елена Киселева стала первой из женщин, закончившей Академию художеств, которой официально был предоставлено пенсионерство для обучения за границей. Как писала одна из петербургских газет, «в ее лице Академия впервые венчает лаврами ученицу и по заслугам». В 1908—1910 годах жила в Париже, посещала академию Р. Жюльена.
Творчество
Одной из выдающихся работ стала «Маруся» (1913).
В 1960-е годы картина привлекла внимание Маргариты Ивановны Лунёвой, старшего научного сотрудника Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского, которая и начала поиски позабытой к тому времени Елены Андреевны Киселёвой. При помощи Белградского музея национального искусства в 1967 году Лунева выяснила, что Елена Киселева-Билимович еще жива, и списалась с художницей; их переписка продолжалась до последних дней жизни художницы. Размышляя о своем наследии, Елена Андреевна передала большую часть своих картин городу, в котором она родилась — в Воронежский музей изобразительных искусств.
Как писала сама художница, «композиция или пейзаж мне были мало интересны. Я всегда была портретисткой и страстно любила изображать красивых, интересных женщин».
Ей удалось создать целую плеяду удивительных женских образов. Характерное для Елены Киселевой искреннее увлечение цветом, наслаждение живописью, делают портреты художницы неотразимо притягательными. Своими яркими полотнами Елене Киселёвой удалось запечатлеть живой облик своих современниц, создать правдивое ощущение погружения в атмосферу Серебряного века.
Более подробную биографию художницы можно прочесть на https://artchive.ru
Западноевропейское искусство
И вот маленькими шажочками мы добрались до 3 этажа. Здесь представлены работы западноевропейских мастеров: англичан, французов, германцев, итальянцев, швейцарцев, испанцев.
Франция
Не первое, что бросается в глаза, но самое дорогое – это Иконография Иисуса Христа в профиль (1530 годы). Работа уникальна. Только в Воронеже представлен оригинал. Ни во Франции, ни в другой западной стране подобного нет. Почему же в Воронеже находится оригинал?
Дело в том, что в западноевропейском искусстве это произведение не получило развитие. Поэтому была перевезена в Россию.
Дальше, что мы можем увидеть иллюстрацию эстетики эпохи ренессанса в северном варианте. Начало 16 века. Картина Святой Варвары и Августина Блаженного. Если убрать святых, останется золотой фон. Он тоже может «исчезнуть», и тогда появляются элементы пейзажа.
Искусство ренессанса и вправду спустила священную историю с небес на землю. Теперь в религиозном искусстве отображалась повседневная жизнь. Картина была понятнее и ближе обывателю.
Мы сказали про 16 век, но не затронули еще 15.
Для справки:
В 15 веке произошли изменения в изображении масляной живописи – появляется станковая картина. Историческая традиция связывает этот переворот с деятельностью братьев ван Эйков — основателей нидерландской школы живописи.
17 век. Он представлен в зале фламандцами и голландцами.
Из истории:
До этого фламандцы и голландцы были единой нацией. Вскоре произошла Нидерландская революция. Освободительная война против владычества Испании во второй половине XVI – начале XVII в. (1566–1609). В результате этой войны Нидерланды разделились на независимую Республику Соединенных провинций (Голландия) и испанские Южные Нидерланды (современная Бельгия).
Но как это отразилось на искусстве?
Во Фламандии работали мастера такие, как, например, Питер Пауль Рубенс.
В то время заказчики были церковные, а в Голландии был протестантизм. Поэтому начал развиваться натюрморт и пейзаж. Этим и прославились голландцы.
Уже в 17 веке пейзаж стал самостоятельным жанром.
Помимо этого, голландцы сумели четки передать образ мира. И этот мир поднять на уровень высокого искусства.
В своих натюрмортах они создавали настоящий реализм. Обыденный предмет они смогли поднять до чего-то сверх реального. Например, булка откусанная - это не булка. Это отсылка к плоти Христова.
Италия
В итальянском искусстве пейзаж всегда занимал второе место. На первом – всегда был человек.
Конец 15 века. Эпоха ренессанса.
Мадонна с Младенцем (1400 год). Образ чистоты и ясности. Готика уже ушла из искусства. Родился образ Мадонны – итальянки, который не утратил образ Богоматери. Автор работы неизвестен. Но есть факт, что он был учеником Пьетро Перуджино
Так начинается Новая эпоха: итальянцы проснулись утром уже новыми людьми эпохи Возрождения.
18 век. Венеция.
Последняя вспышка перед чумой. 18 век период постоянных карнавалов, балов. Венеция – это музыкальная столица. В ней рождаются художники и говорят о новом. Начинают активно использовать холст.
В конце зала мы можем увидеть готический алтарь. Конечно, копия. Но это уже чудо, потому что одно дело воссоздать картину, а другое – целый механизм, систему.
Кучина Виктория, факультет журналистики ВГУ
Контакты:
город Воронеж, проспект Революции, 18Координаты:
51.673541351995,39.215040365112
Похожие места
Здание новой хлебной биржи (ныне Рыбинский музей заповедник)
Ярославский художественный музей