Дом, в котором с 1880-х годах проживал архитектор В.И. Гайн
Дом, представляющий собой яркий образец русского стиля, расположен вдоль проспекта у проезда к круто спускающейся вниз улице Коммунаров. Построен в 1888— 1890 гг.
С 1890-х гг. в этом доме жил архитектор Вячеслав Иванович Гайн (1876-1943) с семьей. В.И. Гайн учился в реальном училище в Воронеже, в 1901 г. окончил институт гражданских инженеров в Петербурге. С 1906 г. - сверхштатный техник, затем младший инженер строительного отделения Воронежского губернского правления. После революции В.И. Гайн был губернским архитектором (1924-1928), преподавал в практическом институте, строительном и железнодорожном техникумах. С 1930 г. - доцент инженерно-строительного института (1934) и заведующий кафедрой начертательной геометрии (1934-1938). С 1938 г. и до эвакуации из Воронежа летом 1942 г. занимал должность доцента кафедры геометрии Воронежского университета.
По проектам В.И. Гайна построены Казанская церковь в Отрожке (ул. Суворова. 79) и техническое училище А.В. Шпольского (ныне средняя школа, ул. Володарского, 60), городское механико-техническое училище им. Петра Великого (просп. Революции, 8) и общежитие этого училища (не сохр.). Гайн принимал участие в достройке Владимирского собора, по его чертежам был оформлен вестибюль Общественного собрания. Согласно воспоминаниям учеников В.И. Гайна и его племянницы О.В. Червинской, он был автором гостиницы Воищева (ул. Среднемосковская, 10). В.И. Гайн стал первым архитектором-реставратором в Воронеже. По его проекту в 1912-1914 гг. восстановлен прежний облик дома губернатора И. А. Потапова, предназначенного под музей (просп. Революции, 18), в 1923-1924 гг. он руководил реставрацией дома, где жил поэт И.С. Никитин (ул. Никитинская, 19). Многие здания, построенные по его проектам, отличаются выразительным силуэтом, характерным для русского стиля, в котором он преимущественно работал.
В этом доме в 1890-1900-е гг. жила семья Вивьенов, из которой вышел актер и театральный деятель Леонид Сергеевич Вивьен (1887-1966). В годы первой мировой войны дом часто посещал литовец Юлюс Янонис (1896— 1917), участник молодежного революционного кружка, собиравшегося здесь в квартире Дьяковых. На верхнем этаже здания в 1920-е гг. находилась квартира профессора сельскохозяйственного института, ботаника Бориса Александровича Келлера (1874—1945), в будущем действительного члена Академии наук СССР, автора трудов о растительном мире степей, полупустынь и пустынь.
Дом пострадал во время войны, восстановлен в 1947-1948 гг. по проекту архитектора П.А. Полищука с сохранением внешнего облика, утрачены лишь два входа в подъезды с навесами на главном фасаде.
Трехэтажный прямоугольный в плане объем сильно вытянут вдоль улицы. Из-за перепада рельефа на главном фасаде нижний этаж превращается в полуподвальный. Дом состоит из двух одинаковых секций, но членения главного фасада скрывают внутреннюю структуру здания. Здесь подчеркнуты три части, акцентированные, подобно древнерусским палатам, высокими кровлями: центральная - шатром, боковые - епанчами, На дворовом фасаде части здания, соответствующие входам, выделены лопатками, аттиками и высокими шатровыми кровлями. Полуналичники окон первого этажа на всех фасадах объединены профилированной полкой. Выделенный цветом основной декор сосредоточен в верхних этажах главного фасада и представлен рустованными лопатками, нишками, кокошниками и ширинками, а также разнообразными наличниками: с замковым камнем, щипцовым или полукруглым подвышением. На боковом фасаде декор сосредоточен на массивных угловых лопатках и в наличниках окон, на заднем - подчеркивает оси входов.
Планировка этажей одинакова. В каждой секции на этаже расположено по две квартиры разного размера.
Дом жилой. На первом этаже размещаются конторы.
Адрес:
Россия, г. Воронеж, проспект Революции, дом 7
Координаты:
51.678646878593,39.214615583233
Похожие места
Коноваловский дворец Народный дом
Народный дом возводился в 1914-1915 годах по проекту нижегородского архитектора П. П. Малиновского. Прерванное первой мировой войной строительство завершено в 1924 году В. А. Весниным и Н. Г. Лазаревым, архитектурные нововведения которых в данном случае предвосхитили стилистику "сталинского неоклассицизма"